МОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Ермолино"
Калужская область, Боровский район, г. Ермолино
  • Тайна ермолинских курганов

    Автор: Лукахина Снеголе Альгиманто

    На территории Боровского района за многовековую историю произошло много событий. Были эпидемии, нашествия, войны, которые сопровождались разграблением и опустошением многих населённых мест, церквей, монастырей.  Было уничтожено много архивов,  погибла масса исторических документов, без которых мы не можем полностью восстановить  историю нашего края. Если не сохранились исторические документы, то сохранились археологические находки: городища, селища, курганы, которые помогут открыть тайну жизни наших предков.

    На протяжении многих лет, изучением древних курганов занимались краеведы Ермолино. Объектом их исследования  было урочище «Жалынь», это лесной массив, простирающийся от Ермолино до Вашутино и от Ново – Михайловска до Фатеево.  Название « Жалынь», по- видимо называется от курганов, которые в нём расположены. «Жалынь», по словарю Даля означает могилы, погост.

    В 1967 году, в газете « Текстильщик»,вышла статья П. А. Подшивалова « Тайна ермолинских курганов». В статье Пётр Андреевич даёт пояснение, почему « Жалынь», это  тайна для краеведов. Вот что он писал:« С южной стороны посёлка Ермолино имеются курганы. Они являются для нас загадкой. Это можно отнести и к оврагу, находящемуся за рекой Протвой с восточной стороны Ермолино,овраг имеет название « Городинский». Лес, где расположены курганы, называется « Жалынь». Какую тайну скрывают эти курганы?  Какое отношение имеют они  к Городинскому оврагу?

    Недалеко от  оврага был срыт один из курганов. Курган состоял из хорошей чёрной земли. Бывший учитель посёлка Аркадий Васильевич Михайлов, проводя историко – исследовательскую работу, уверял, что на территории Городинского оврага находилась стоянка наших предков – вятичей или голядь, селившихся по реке Протве, что поэтому и дано  название оврагу « Городинский» (городня – город). Такого же мнения придерживались учителя: историк И.Т. Соловов и географ Е.И. Румякин. Какая же может быть связь курганов с Городинским оврагом? Почему мы можем по кургану предполагать, что Городинский овраг является стоянкой наших предков?

    Летописцы указывают, что наши предки совершали сожжение своих мёртвых родичей на границах своего владения, собирали останки в глиняные сосуды и ставили их на столбах. Каждый род для сожжения своих умерших сородичей имел определённые «кострища» (место сожжения трупов), которые бережно сохранялись, как память всем родам. Возможно вскрытый курган, где находилась чёрная земля, и был кострищем предков, который находился на границе его владения.  Почему именно наши  родовые предки свои « кострища» сожжения мёртвых сородичей и установку урн производили на границах своих владений?  Они считали, что дух умерших предков охраняет границу от враждебных им других родов»

    Дальше   П. Подшивалов пишет: «Самый большой курган находится в лесу между Вашутинской и Фатеевской дорогой, возле большогооврага, который проходит на Михайловское поле. Курган зарос лесом и кустарником. На вершине по краям его имеются небольшие углубления. Есть предположение, что курган представляет основание одной из сторожевых башен, которые стояли от Москвы до границы на расстоянии видимости и в случае опасности особыми сигналами передавали сведения в Москву.Такой беспроволочный телеграф существовал в далёкие века.

    Имеются курганы недалеко от Фатеевского подсобного хозяйства,  Он имеет строго круглую форму, вершина его приплюснута, в окружности 50 шагов, по высоте около трёх метров. Этот курган имеет загадочную историю и трудно без вскрытия разгадать его происхождение.  Почему?  На территории Боровского края за всю историю произошло много событий. Но особенно разорительным и гибельным было Смутное время, когда войска  Лжедмитрия II оставили груды пепла, горы могил, развалины домов.  Во время осады Пафнутьева монастыря войсками самозванца погибло  много воинов и мирного населения. В памятной книжке Калужской губернии за 1861 год указывается: всех погибших в монастыре похоронили в двух ямах. Может те курганы и есть братские могилы погибших воинов. Только раскопки и найденные предметы могут определить сущность этих курганов. Но здесь требуется опытная, умелая рука научного исследователя. Тогда мы узнаем происхождение курганов и почему ермолинскому лесу дали название « Жалынь»»….

    По материалам школьного музея:

    Газета « Текстильщик» 1967г// «Тайна ермолинских курганов»  П.А. Подшивалов

    Лукахина С.А. учитель истории, руководитель школьного музея. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie