МОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Ермолино"
Калужская область, Боровский район, г. Ермолино
  • История развития дорог в Боровском крае (Часть I)

    Автор: Лукахина Снеголе Альгиманто

    История развития дорог в Боровском крае

    ( из заметок краеведа)

    Наш современник, используя новейший транспорт – самолёты, электропоезда, автобусы, легковые автомашины, велосипеды, проезжая по благоустроенным бетонным и асфальтированным дорогам не знает, как и каким транспортом пользовались наши предки, проживающие в далёкие времена на территории нашего края.

    Сегодня, мы начинаем знакомить наших читателей с заметками краеведа  П.А. Подшивалова о развитии дорог в Боровском крае. Факты о  развитии дорог, подтверждены многими документами.

                П.А.Подшивалов писал: « В древней и средневековый период в большинстве транспортом пользовались водным. Непроходимые леса и болота не давали возможности пользоваться сухопутным транспортом.   Ещё начиная с древнейших времён русские князья вели междоусобные войны, сплавляясь по рекам. В книге                  « Калужская старина 1901 года», том 1, книга 2, в статье « О древнейшем населении Калужской губернии» автор Кушнарёв пишет: « В 1147 году великий князь Юрий Суздальский ( Долгорукий) приказал князю Рязанскому Святославу Олеговичу идти войной на смоленские земли. По пути по реке Протве он хотел завоевать племя Голядь, которое селилось по всей реке Протве. Преследуемое Святославом, племя Голядь отступило в Смоленское княжество в верховье реки Протвы, где было разбито и колонизировано князем Святославом».

    В дальнейшем, все торговые, промышленные города строились по  берегам рек. В том числе города Калуга и Боровск построены на берегу рек Протва и Ока.  Доказательством  этому, есть один любопытный факт: Боровские посадские люди Василий и Агафон Капырины получили от императора Петра I право построить металлургический завод в деревне Ермолино. Завод был построен в Городенском овраге, к которому доступа с суши не было, всё привозимое сырьё и производимая продукция отвозилась водным путём по реке Протве.

    Реке служили не только водным транспортом, но до появления паровой машины – двигательной силой для заводов.  При помощи построенных плотин на реке Протве работали заводы. В Боровском уезде: в Ермолино – металлургический завод Капыриных и Молчановская фабрика обёрточной бумаги, селе Кривском – бумажная фабрика купцов Аристархова и Прянишникова.

    Какие же были сухопутные дороги, соединяющие Боровск с Москвой и другими городами России?

    Город Боровск был удельным княжеством Владимира Храброго – полководца и друга Дмитрия Донского. Старинный тракт, который соединял Боровск с городом Серпухов, проходил через село Высокое, деревни Суслово, Ново – Михайловское, Лапшинка, Кабицино,Мишково, Белоусово, Угодский Завод, Высокиничи и дальше Серпухов. Ныне указанная дорога заросла лесом.

    Со времени царствования Екатерины II, вследствие неудобства переправляться через реку Протву и деревню Ново – Михайловское, а также лучшего обслуживания восточной половины России, тракт был изменён. Проходил он по следующему пути: через село Роща, Рябушки, Ермолино, Лапшинка и далее по вышеуказанному тракту до Серпухова.

                В 1875 году в Боровском крае имелись следующие дороги, помимо, указанных выше: от города Малоярославца до Боровска дорога пролегала по глинистому грунту. Весной, осенью и летом после продолжительных дождей было грязно и затруднительно для движения, особенно, где местность низменная: в долине реки Городни, в селе Тимашово и между селом Уваровское и Боровском. Дорога служила как почтовая. От Малоярославца до Боровска один перегон составлял – 21,5 версты.

    Дорога от Боровска до Москвы – бывшая почтовая. До открытия Московско – Варшавского шоссе, в 1850 году имела протяжённость до границы с московской губернией25,5 версты. Дорога проходила от Боровска через Митяево, Козьминки, Мальково и входила в Московскую губернию.

    Вторая дорога от Боровска до Москвы проходила: село Роща, деревню Инютино, село Ворсино, деревни Добрино, сельцо Жилово, Иклинское, деревни Клово.

    На пути стояли постоялые дворы и станции ямщиков, где находились запасные лошади для поездки дальше. Старинная профессия ямщика была нелёгкая. На пути им приходилось терпеть жару,  холод, дождь.

    Со строительством железной дороги прекратилась перевозка на лошадях на большие расстояния, и только оставались частные ямщики, которые возили пассажиров на близкие расстояния, т.е. до железной дороги. От Боровска до станции Балабаново»

     Газета « Текстильщик» 1970г// « История развития дорог в Боровском районе»  П.А. Подшивалов.                                                                          

    Лукахина С.А. учитель истории, руководитель школьного музея. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie